Праздничный хоровод

Проект «Бабушкина Тюмень», поддержанный Фондом Президентских Грантов, завершился праздничным Хороводом на День Города Тюмени 30 июля на Цветном бульваре. Хоровод объединил горожан разных возрастов и конфессий, вызвал яркое чувство единения, чувство любви к нашим народным традициям! Спасибо всем участникам Проекта!!! https://vk.com/video-206291445_456239027

Отзыв от Людмилы Васильевны Баклановой, декана факультета Риторики: «Сегодня праздничным хороводом на Цветном бульваре закончился проект Бабушкина Тюмень. Наталье Ангел огромная благодарность за такую инициативу. Проект раскрыл наши возможности, мы лучше узнали и полюбили друг друга, на факультете появились новые яркие личности, образовалась новая агитбригада, готовая к разным программам. Отдельное спасибо Вере Тимохиной и ее команде Сударушек. Мы прожили прекрасное насыщенное событиями время. До встречи в новом учебном году! Всех обнимаю».

Отзыв от Светланы Баевой: «Вот и завершился проект Бабушкина Тюмень! За полгода прошло столько ярких и интересных мероприятий: концертов, выступлений, мастер- классов, экскурсий, хоровод. Я думаю, что ни один человек, принявший в проекте участие, не остался равнодушным! Наталья Ангел впервые замахнулась на такой грандиозный проект и у нее все получилось на 5+. Желаю ей удачи и новых проектов, в которых многие захотят поучаствовать. Спасибо всем людям, которые помогли Наталье воплотить её замысел в жизнь».

#ФОНДПРЕЗИДЕНТСКИХГРАНТОВ

«Живое воплощенье красоты или путевые впечатления»

Чтобы ощутить сердцем и узреть собственным оком одно из красивейших мест на планете — горный Алтай мы, участники клуба «Тюменский путешественник» Союза пенсионеров России, решили отправиться на Золотые горы — именно так переводится Алтай с тюркских языков. Говорят, что этот удивительный край обязательно нужно посетить хотя бы раз в жизни. Поэтому среди нас были те, кто давно мечтал увидеть места, о которых сказано и написано множество восторженных слов.

Пролог:
НАВСТРЕЧУ К НОВЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

И вот на железнодорожном вокзале Тюмени мы нетерпеливо стоим возле рюкзаков и дорожных сумок, ожидая поезд на Новосибирск. Устроившись практически всей группой в одном вагоне, мы дружно обедаем и до позднего вечера с азартом играем в настольные игры.

Мимо проносятся Ишим, Омск, Татарская, Барабинск, Чулымская и, наконец, Новосибирск, откуда мы и начинаем наше путешествие в страну гор, водопадов и духов. Комфортабельный микроавтобус дальнего следования с жизнерадостным водителем Геннадием увозит нас вдаль от шума улиц, цивилизации, проблем… И мы на полной скорости мчимся навстречу своим приключениям и впечатлениям.

Впечатление первое:
СРОСТКИ

Сростки – родина В.М. Шукшина. Преодолев расстояние от Новосибирска в триста с лишним километров, мы были так счастливы, что смогли посетить это знаменательное место Алтайского края. И первым делом поднялись на гору Пикет. На её вершине в 2004 году установлена огромная бронзовая скульптура Василия Макаровича высотой. Отличная обзорная площадка с видом на Сростки, Катунь, Чуйский тракт. Куда ни посмотри, везде открывается красота!
Музей-заповедник В.М. Шукшина в селе

Сростки не входил в программу нашей поездки. Но побывать в столь знаковом месте и не узнать, как жил и чем дышал великий писатель, было выше наших сил. И мы уговорили Геннадия отвезти нас ненадолго к музею. Оказалось, он состоит из нескольких экспозиций, расположенных в разных зданиях села. Мы посетили два из них: школу, где учился (1937-1944) и работал (1953-1954) В.М. Шукшин (это главное здание всего музея-заповедника), а также дом, где прошли детские и юношеские годы (1941-1957), сформировавшие его, как писателя, актера и режиссера.
Музеи нам очень понравились. Но день клонился к вечеру, и нам надо было продолжать свой путь в самое сердце Горного Алтая — село Чемал. В его живописных окрестностях мы провели свою первую ночь, расположившись в уютных гостевых домах семьи Емельяновых.

Впечатление второе:
ЧУЙСКИЙ ТРАКТ

Ранним утром мы отправились в путь по главной автомобильная артерии Алтая – Чуйскому тракту, который за дни путешествия стал для нас привычным и даже родным. Он, действительно, впечатляет. На протяжении всей трассы, что ведет в эти прекрасные и загадочные земли, одна достопримечательность сменяет другую. Не случайно журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира.
Глядя на эту дорогу, можно понять как тяжело приходилось водителям легендарных ЗИСов, о которых нам рассказал наш гид (он же водитель) Геннадий. Так, история сохранила имя первого водителя, проехавшего по Чуйскому тракту. Его звали Николай Михайлов. Но наряду с мужчинами баранку на опасной горной дороге крутили и женщины. Это нашло отражение в легендарной песне про Кольку Снегирева, которому установили памятник на 745 километре Чуйского тракта Ее знали практически по всей стране.
Мы долго возмущались, как можно было ставить памятник такому беспечному Коле и бессердечной Рае. Тем не менее хором пропели от начала до конца всю песню, а когда узнали, что памятник посвящен всем алтайским водителям, осваивавшим эту великую дорогу, вовсе успокоились.

Впечатление третье:
ЧУЯ И КАТУНЬ. СЛИЯНИЕ ДВУХ РЕК

А здесь мы на смотровой площадке на высоте девятиэтажного дома с панорамным видом основной достопримечательности 712-го километра Чуйского тракта. Перед нашими глазами предстает завораживающее зрелище: чистые бирюзовые воды Катуни принимают мутно-белёсые воды Чуи. Соединяясь вместе, они образуют единый двухцветный с четкой границей поток, и какое-то время текут, не смешиваясь. Причем, явно видно насколько разного цвета вода в этих реках. Уникальное зрелище! Говорят, что самый красивый вид бывает осенью, когда обе реки становятся изумрудно чистыми.
Геннадий поведал нам, что само место слияния двух рек с древних времен является святым и почитаемым на Алтае, а значит вести себя тут нужно почтительно. Раньше это место называлось Кюё-Моин (Тее-моин, тöб-моин), что означало «Верблюжья шея». Название связано с легендой, которую передают из поколения в поколения алтайцы.
К сожалению, у нас было совсем немного времени на прогулку по Чуйско-Катунской долине. А хотелось бы задержаться подольше, созерцать и слушать водные потоки Катуни и Чуи, но мы отправляемся дальше…

Впечатление четвёртое:

УРОЧИЩЕ КАЛБАК-ТАШ

И какой же Горный Алтай без гор. Они здесь действительно величественные. Одни покрыты зелеными лесами, другие даже летом стоят с белыми шапками на своих вершинах. Царица среди всех — гора Белуха.
С ней же связано множество алтайских легенд, о которых с удовольствием рассказывают местные жители и наш неунывающий Геннадий. На Белуху мы не поднимались, но зато имели возможность прикоснуться к древним артефактам и посетить удаленные места, где до сих пор сохранились следы первобытных людей.
Так мы попали в урочище Калбак-Таш (буквальный перевод — «плоский камень» один из известнейших наскальных памятников Горного Алая. Порядка трех тысяч наскальных рисунков возрастом от 2,5 до 8 тысяч лет различных эпох разбросаны по его территории. Рисунки создавались в разные периоды, от неолита до древнетюркской эпохи сначала каменными, затем металлическими орудиями. Разобраться в древних святилищах мы смогли лишь благодаря сопровождению опытного гида.

Впечатление пятое:
КРАСНЫЕ ВОРОТА

Чтобы увидеть самые заповедные места Горного Алтая, нам пришлось достаточно много ездить на нашем шустром Минивэне, а порой по недоступным для него местам на так называемой «Буханке». Здесь есть и такие места, где вода обрушивается с небес и разбивается хрустальными брызгами о землю. Одно из таких мест — водопад Куркуре, который изумил, поразил и восхитил каждого нашего путешественника. К водопаду мы рано утром выехали со своей турбазы недалеко от Акташа, вырулили на Улаганский тракт и вдоль реки Чибитки понеслись к первой поджидающей нас достопримечательности — к Красным воротам. Это — знаменитый рукотворный разлом в скале, специально вырубленный для проезда. Высота скал примерно 50 метров с красноватым оттенком, из-за которых собственно и пошло название.
Сразу за воротами едем на Улаганский перевал и проезжаем озеро Чейбеккель (или Мертвое озеро), которое меняет свой цвет в зависимости от освещения. Озеро называется «мёртвым» из-за древних поверий, согласно которым в его водах содержится много ртутных соединений и поэтому рыба в нём не водится, а водоплавающие птицы на него не садятся.

Байки эти давно опровергнуты, но народную молву до сих пор не остановить. Как не остановить нашу вездеходную «Буханку», на которую мы пересели на одной из туристических баз после вкусного и плотного завтрака.

Впечатление шестое:
ПАЗЫРЫКСКИЕ КУРГАНЫ

Едем по Улаганскому тракту и вблизи села Балыктуюль останавливаемся у Пазырыкских курганов — древнего захоронения скифского периода. Скифы выбрали эту местность для погребения своих усопших и назвали урочище Пазырык (с тувинского переводится как «курган»). Это могилы племенных вождей, датированные V—IV вв. до н. э.
Наш всезнающий Геннадий рассказал, что все артефакты отлично сохранились благодаря холоду в камерах пазырыкских курганов. И не только предметы быта, но и вся органика: волокна, ткани, волосы и мумии людей. В самом большом кургане обнаружили шатер и китайскую деревянную колесницу (6 метров в длину), запряженную четырьмя лошадьми. Здесь же найден и знаменитый на весь мир ворсовый ковер — самый старый из известных и сохранившихся на сегодняшний день.
Артефактов мы, разумеется, не увидели. Все, что было найдено во время экспедиций хранится в музеях: самые значимые экспонаты — в Эрмитаже, остальные — в краеведческих музеях Бийска и Горно-Алтайска.

Впечатление седьмое:
ВОДОПАД КУРКУРЕ

Грунтовая дорога через село Балыктуюль привела нас на перевал Кату-Ярык и далее в Чулышманскую долину.
Выше по течению реки Чулышман в 5 км от перевала Кату-Ярык — цель нашей поездки — Водопад Куркуре. К нему мы добирались пешком по узкой отвесной тропе на горе, затем на правый берег нас переправил на лодке местный лодочник с экзотически-грустным лицом. И далее, чтобы увидеть всё великолепие водопада, мы прошлись пешочком порядка 4-5 км. по утоптанной дороге вдоль реки Чулышман вглубь долины. Пейзаж практически не менялся, но завораживал своей первозданностью в виде причудливых обломков скал разного размера, встречающихся на нашем пути. Про себя я назвала эту долину «Сад камней», хотя больше они напоминали пейзажи из фильма «Парк Юрксого периода».
Пеший путь пролетел незаметно, и вот он — заветный каскадный водопад Куркуре. Его шум был слышен еще до того, как мы его увидели. Повернули за выступ скалы и увидели это чудо. Хотелось подойти поближе, но водопад окутывал такой плотный туман из брызг, что сделать это было довольно сложно. Обрушивающиеся с 27-ми метровой высоты брызги воды разлетались на десятки метров вокруг. Фотографировать вблизи практически невозможно! Там стоишь, словно под дождём! Реально завораживающее зрелище! Рядом с водопадом Куркуре ощущаешь себя тростинкой, настолько он мощный и грациозный. Если обратиться к топонимике, то Куркуре в переводе с алтайского — звенящий, журчащий, гремучий.

Впечатление восьмое:

ГЕЙЗЕРНОЕ ОЗЕРО

Кстати, на необъятном Алтае довольно много достопримечательностей, эффектно смотрящихся в кадре.
Гейзерное озеро, находившееся в нескольких минутах езды от нашей базы – настоящая визитная карточка Алтая. Оно состоит из небольшого 30-метрового термального водоема, укрытого со всех сторон деревьями.
В центре этого необычного водоёма глубиной всего 2 метра бьют источники, благодаря которым на дне формируются замысловатые рисунки. Озеро примечательно ещё и тем, что кристально чистая вода в нём имеет ярко-бирюзовый цвет и никогда не замерзает. Вода в озере всегда зеркально гладкая и прекрасно отражает окрестности на своей поверхности.
Понятно, искупаться в нем нам не довелось. И не потому, что «алтайские духи» гневаются, а просто потому, что вся суть озера — в неподвижно лежащем на дне иле, который легко всколыхнуть, если кто-то решит забраться в воду. Ил, который поднимается со дна, с водой не перемешивается, а «растекаясь» по дну, образует хорошо видимые голубые переливы. Поэтому мы просто любовались причудливыми узорами и ярким цветом воды. А на эту гипнотическую красоту можно смотреть бесконечно! Но нам пора ехать дальше…

Впечатление девятое:
АЛТАЙСКИЙ МАРС

В Кош-Агачском районе Горного Алтая, недалеко от границы с Монголией, находится удивительное место — урочище Кызыл-Чин, которое из-за инопланетных ландшафтов называют «Марсом». Название «Кызыл-Чин» переводится с южноалтайского как «Красное ущелье». Несколько миллионов лет назад на месте долины находилось реликтовое море. Говорят, что окаменелые останки доисторических моллюсков и водорослей до сих пор можно найти на склонах урочища. Правда подобные находки на глаза нашей группе не попадались.
Правда, в столь фантастически колоритном месте нам довелось потоптаться недолго, т.к. внезапно среди ясно-солнечного неба налетела огромная туча и окатила нас затяжным проливным дождём. По глине, упомянутой выше, спускаться было невероятно тяжело. Как же нам пригодились на тот момент наши скандинавские палочки!
К тому же, не обошлось без приключения. Трое опытных скандинавок из нашей группы решили самостоятельно сойти по одному из каньонов, и мы их на какое-то время потеряли. К счастью, все обошлось благополучно, «потеряшки» вернулись, и мы дружненько под дождем спустились с Марса во главе с проводником «Сусаниным», то есть Геннадием.

Впечатление десятое:

ОСТРОВ ПАТМОС

В нашем недельном путешествии было несколько ключевых точек. И одна из них — Храм Иоанна Богослова на острове Патмос — культовое для верующих место. Дошли мы до Чемальского Патмоса по подвесному мосту через реку Катунь. Другого пути к нему просто не существует. Виды отсюда открываются невероятные: горная местность, быстрая изумрудная река и высокие деревья. Воздух наполняют сосновые и кедровые ароматы, запах горной и цветочной свежести. Направляясь к храму по мосту, можно разглядеть лик Божьей Матери с младенцем, высеченный прямо в скале. Это творение рук монахини-скульптора Фелофеи, постоялицы из Барнаульского Знаменского монастыря. Образ Богородицы явился настоятельнице женского скита Надежде, а после его решили воплотить в жизнь, воссоздав на том самом камне, где его увидела монахиня.
Взойдя по мосту на остров, слева перед храмом в скальной нише можно увидеть еще одно творение монахинь — икону, на которой изображено поклонение волхвов в Вифлеемской пещере новорожденному Христу. Внутри храма Иоанна Богослова располагается трехъярусный иконостас. Среди нескольких десятков икон, две — чудотворные, способные исцелять от недугов.

Впечатление одиннадцатое:
ЧЕМАЛЬСКАЯ ГЭС

В шаговой доступности от острова Патмос на реке Чемал стоит единственная в Горном Алтае гидроэлектростанция — Чемальская ГЭС. Она одна из старейших в России и первая на Алтае. У нее очень интересная история, которую изложил нам всеведущий Геннадий.
Если коротко, строили ее политические заключенные СибУЛОНА (что не удивительно для этого времени) в количестве 600 человек (Сибирское управление лагерей особого назначения, «СибЛаг») и местное население из вольно-рабочих. Руководила стройкой жена Михаила Калинина — Екатерина Ивановна Калинина.
Из-за нескольких сильных паводков ГЭС на реке Чемал больше не эксплуатируется. Сейчас это просто туристический объект, где проводят небольшие экскурсии по восстановленному машинному отделению.
В него нас не водили, да мы особо и не жаждали. Вид на ГЭС совсем не живописный, а вот пройдя немного вниз по течению, можно увидеть слияние Чемала и Катуни. Тут очень красиво и величаво! Здесь можно было задержаться, но нас ожидал наш Мерседес вместе с водителем…

Впечатление двенадцатое:
МАНЖЕРОК

… И еще одна остановка по пути нашего следования, посещение которой пришлось на последний день поездки — известный курорт Манжерок. Эта популярная достопримечательность горного Алтая стала всемирно известной после того, как о ней спела эстрадная певица Эдита Пьеха в середине 20 века. В его окрестностях располагается два озера и множество туристических баз, а также единственный горнолыжный комплекс в республике Алтай. Из достопримечательностей села можно выделить канатную дорогу, длина которой составляет 2516 метров, а высота — 1020 м над уровнем моря.
Вот по ней, собственно, мы всей группой и стали подниматься на смотровую площадку горы Малая Синюха.
Подъемник с безопасными закрытыми кабинками на восемь человек позволил нам обозревать волшебные виды Горного Алтая на все 360 градусов. С высоты канатки нам представилась отличная возможность насладиться его красотами: здесь открывается потрясающая панорама на тайгу, реку Катунь, Алтайские горы и озеро Манжерок.

Эпилог:
НЕИЗГЛАДИМЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Грустно было расставаться с величайшим воплощением красоты. Но мы отправляемся в обратный путь, ещё раз созерцая всю прелесть этого чудесного и необъятного края. По дороге в Бийском районе Геннадий завёз нас в музей-панораму «Алтай. История России» и Александровский парк. Поверьте, тут есть о чем рассказать, но это уже совсем другое повествование и иные ощущения.
А сколько ещё не исследовано, не пройдено, не увидено: города и музеи, озера и реки, горы и скалы, острова и пещеры, степи и луга, водопады и каскады, заказники и заповедники Алтайского края. Поэтому в другой раз – за новыми впечатлениями! Остаётся лишь присоединиться к высказыванию известного писателя Виталия Валентиновича Бианки: «… Могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся по душе мне… Это Алтай».