Проба пера (продолжение)

Дорогие друзья, слушатели Университетов старшего поколения Регионального отделения нашей Общественной организации Союза пенсионеров России по Тюменской области! Продолжаем публикацию  статей слушателей журфака города Тюмени.

                          Проба пера начинающих журналистов

В группах факультета журналистики собрались талантливые студенты, умеющие правильно воспринимать информацию и транслировать её. Все владеют литературным словом, могут четко передать мысль, погрузить в приятное и полезное чтение, заинтересовать им и сделать определенные умозаключения. Предлагаем ознакомиться с творческими работами студентов этого факультета.

Очерк – это небольшой рассказ без вымысла о событии, человеке или явлении. По мнению Горького, «осью очерка… всегда должны быть живые люди». Есть еще одно важное уточнение писателя: очерк стоит где-то между исследованием и рассказом. Этот нелегкий жанр вбирает в себя и рациональность фактов, и эмоционально-образное их отражение. В хорошем портретном очерке документализм, публицистика и художественное творчество гармонично взаимодополняют друг друга, и рассказ о человеке становится правдивым, интересным и живым повествованием.

                        Полезный советБудьте внимательны к деталям и к любой уникальности вашего героя. Постарайтесь открыть в нем особые черты характера, «изюминку» в профессии или хобби, своеобразие в отношениях с родными и друзьями. Попробуйте описать его необычный взгляд на привычные вещи. Любой «говорящий» штрих может сделать образ живым и привлекательным.

Ирина Воробьёва  «Судьба Наталья Денчик: от хирурга до преподавателя»

Еще лет 20 назад я бы очень удивилась, что написан очерк о моей однокласснице. Зачем? Что такого в ней особенного? Вон нас сколько таких: обыкновенных, не нахватавших звезд с неба, без больших знаков признания заслуг перед страной. Обыкновенных. Живущих вместе с нами в таких же домах, гуляющих по нашим улицам, покупающих все необходимое в наших магазинах… Простых, житейски понятных, симпатичных и не очень, общительных и замкнутых, приветливых и улыбчивых, и совсем хмурых. Нас, простых россиян, много.

А вот сейчас, войдя в солидный возраст и, имея кое-какой жизненный опыт, я поняла: рассказывать надо именно о таких людях, пусть они, простые, предстанут перед нами во всем своем многообразии, красоте. Цельности! И станет понятно, что не так уж  и « просты»  простые люди,  и именно ими, то есть нами, сильна Россия, живет и выживает, несмотря на катаклизмы разного происхождения, да еще и множится, и хорошеет, и смотрит в будущее!

Наталья Васильевна Денчик  родилась  в году, не  очень далеком от года Великой Победы.

Бывшие фронтовики  создавали семьи, рожали детей и строили свою мирную жизнь.

-Эх и заживем мы после войны, если останемся живы!» — так говорили и Наташины родители, и от моих я часто это слышала, когда они вспоминали войну. Мирная жизнь представлялась такой красивой, светлой и легкой, что им хотелось плакать от предчувствия  этой  благодати…

В такой семье, где мама военный медик –  фронтовик, инвалид  ВОВ и папа, кадровый  офицер, подготовивший  в военном училище не один десяток танкистов для фронта, росла  Наташа. Жили дружно, в скромном достатке, в любви воспитывали дочку. В семье «главнокомандующим» была мама, прямолинейная, принципиальная, громогласная. На смену ей подрастал тоже «командир» — Наташа.

Средняя школа, затем Тюменский медицинский институт, учеба на  доктора. И стала наша Наташа детским хирургом, Натальей Васильевной, и четыре года прослужила в 1-й городской больнице. Вот и первый дерзкий звонок — заявка от нашей Натальи, молодого врача.

Детский хирург в стационаре, это же вам не «козу» показывать на приеме, а стоять у операционного стола, а на столе ждет помощи маленький  беспомощный человек! Ответственно, смело!

А теперь в нескольких словах, так сказать,  штрихами, ее портрет. Рост маленький, глаза голубые, большие, волосы светлые. Сама улыбчивая, остроумная, за  словом в карман не полезет, очень отзывчивая. Характер принципиальный, натура активная.

Короче, по всем статьям — детский хирург!

И работать бы ей дальше, нарабатывать опыт, зарабатывать авторитет, строить  карьеру, а она, карьера, у нее непременно состоялась бы, полюбили ее и в коллективе, и благодарные  родители кланялись ей в пояс за своих излеченных детей, да и руководство отмечало ее труд благодарностями.

Пришло время перевернуть следующую страницу  судьбы.

Была у Наташи подруга- однокурсница, которая работала на Дальнем Востоке судовым врачом на флоте Писала такие интересные письма, так расхваливала службу, что у Наташи появилось желание  самой все увидеть и испытать .Написала письмо во Владивосток. Наконец приходит приглашение от флагманского врача: работать судовым врачом. Закончилась ее сухопутная жизнь в 1976 году и поплыла, извините, пошла ходить Наталья по морям – океанам. Родная гавань — Владивосток.

Писать об этих годах и не  переписать! Впечатлений, приключений, встреч, интересных и порой сложных случаев из врачебной жизни — море! Вот уж точное и подходящее как нельзя лучше слово в нашем рассказе!

Первое судно запомнила на всю жизнь, как, впрочем, и все другие…. Танкер « синск», целый год  ходила на нем в местные рейсы – Японское море, Охотское, Берингово.

Через год открыли  визу на загранрейсы – Япония,  Вьетнам.  Прошел еще год.

И вот оно, большое плавание на девять месяцев, почти кругосветка! Побывали в Канаде, Северной Америке, Индии, Пакистане, Сингапуре. Была Одесса, наша, советская, шумная, веселая!  Когда приходили торговые суда в порт Одессы, в городе был праздник!  Все валили на Привоз, а там можно было купить все, кроме мамы с папой (одесский фольклор такой). Постояли в Феодосии, а затем, по Атлантическому океану, в Голландию… да, да, так быстро, в несколько строк, мы снова направились на север.  Из Голландии по  северным морям, по Тихому океану домой, во Владивосток.

Позволю себе пригласить вас в школу на урок географии.  Не ленитесь, давайте вспомним про  Северный морской путь, что  это?  Это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним  Востоком.  Открывался этот путь веками — в 16 веке три  экспедиции Виллема Баренца, в 17 веке Семен Дежнев открывает пролив между Чукоткой и Аляской, в 18 веке проходит Великая Северная экспедиция ( а это несколько экспедиций вдоль побережья  Сибири к берегам Северной Америки и Японии).  Начало 19 века – экспедиции  Ф.П. Врангеля и П.Ф. Анжу, которые описали и картировали северо-восточное побережье Сибири и северные берега Чукотки. Тема интереснейшая, а какие имена в этой истории! Э. Норденшельд, Нансен, Толль, Борис Вилькицкий, причастны к изучению  пути Д, Менделеев, А. Колчак, Отто Шмидт. Читайте, господа! Это интересно!

Долгий поход закончился.  Как он прошел  для нашей героини?  Она вспоминает:

«Спасали вьетнамских моряков с тонущего судна, оказывала помощь тем, кому требовалась, они были переохлаждены; однажды в чужом порту сильно  избили нашего моряка, и до приезда «скорой» я оказывала ему помощь. Когда шли по северным  морям,  я по рации консультировала ход операции по острому аппендициту, которую  делали на другом судне.  В ежедневных буднях на своем посту приходилось встречаться с  непривычными  случаями, например, вырвать зуб. А  что ему, страдальцу, в открытом море делать, боль  то нестерпимая…

Распорядок служебных обязанностей у судового врача большой: это  контроль за чистотой на судне, контроль за качеством приготовления пищи, составление меню с учетом пожеланий  членов команды, надзор за камбузом,   контакты с санитарными службами в портах на стоянках, участие в закупках продуктов и, конечно, здоровье команды. В здоровом теле здоровый дух! Только здоровый и крепкий дух нужен в дальнем   морском  плавании!»

Прошло пять лет, пять лет была наша Наталья Васильевна  морской  «волчицей»!  Здорово! Родная Тюмень  приняла ее по возвращению на  «скорую помощь», и опять хирургия ее не бросала, как и она ее:  работала в хирургической бригаде, затем курсы по детской реаниматологии (легкие пути не для нее!)  Совмещала   с должностью старшего врача, а через 10 лет  стала работать старшим врачом смены.  А как же активная жизненная позиция, энергия, жажда справедливости? И  здесь она востребована  в роли председателя профсоюзного комитета.

Случилась с Натальей беда, попала она в онкодиспансер на операцию. Испытание судьбы, да еще какое!  Помогли сила духа, жизнелюбие и юмор. С появлением ее в палате стал слышен смех, самых унылых «строила» и задавала такой заряд оптимизма, что врачи ставили ее в пример.

«Поймите, вы своим  нытьем  и слезами помогаете болезни, она только этого и ждет, чтобы победить вас и   праздновать победу.  А  мы ей  смех да улыбочку,  да веселый анекдот, да зарядочку с утра, да разговор с родными по телефону в оптимистическом тоне, чтобы их, родненьких, тоже поддержать.  Обязательно нужна вера в выздоровление, это половина дела!» — говорила она больным. И без преувеличения могу сказать, что расшевелила многих. И теперь по жизни эти «многие» стали ее хорошими друзьями. Такая она, наша Наташа!

На все ее хватало — дом, старенькая мама, дочка, даже дача. Любила театр, старалась не пропускать премьеры. Здесь уж мы вместе ходили, а потом, возвращаясь, с жаром  обменивались впечатлениями. А наша замечательная филармония «питала» нас и классической музыкой, и эстрадой, поэтическими концертами и стала поистине любимым очагом культуры! До сих пор это так и есть!

Завершающий этап трудового пути  стал не менее интересным. Наталья Васильевна стала преподавателем! Она перешла в Тюменский Центр медицины катастроф, в учебно- методический отдел, где проводит обучение по оказанию первой помощи.  Кого обучают? Сотрудников  полиции, поликлиник, военнослужащих, курсантов, преподавателей и  учащихся автошкол, спасателей и просто  всех желающих. А уметь оказывать первую помощь надо, жизнь, бывает, подкидывает такие ситуации, что можно просто оказаться беспомощным, потерять драгоценное время, а если обучен, значит вооружен.

Перечитала свой очерк, а может, рассказ, и поняла, что мало лирики, нет ни описаний красот природы, ни слезоточивых случаев  из ее жизни и прочее…  Они не нужны, получился рассказ о человеке на своем месте, о том, что  где бы Наталья Васильевна не работала, она честно и с душой делала свое дело, порой не очень легкое. 

    А еще — какая она прекрасная бабушка, какая подруга, — а дружим мы больше 60 лет. Но о дружбе я напишу в другой раз.

          

Путевой очерк это жанр, в котором может проявить себя как   профессионал, так и начинающий журналист. Он относится к тем жанрам, которые стояли еще у истоков журналистики.

    Елена Гостюхина   «Не будите спящего зверя, или Карпатская коррида»                 

        Совсем в недалеком прошлом на производственных предприятиях были такие организации, которые были призваны защищать интересы трудящихся. И эти организации назывались профсоюзами. Очень много вопросов решалось с их помощью, в том числе и отдых работников.

Не мечтая, не гадая, мы с подругой в один момент выиграли просто в лотерею, а именно, нам предложили бесплатную путевку на двоих в Западные Карпаты.  От такого предложения не отказываются, и в скором времени мы, вдохновленные, много ожидающие и необыкновенно счастливые отправились в поездку. Даже не в путешествие, а просто на отдых, потому что в то профсоюзное время считалось очень роскошным куда-то поехать. И в целом жизнь была скромной. А поехать по профсоюзной путевке на отдых – это нужно было заслужить своей трудовой деятельностью.

Поездка оказалась красивым путешествием, которое началось в Ужгороде, потом в Мукачеве и в Хусте. Это очень красивый район Западных Карпат — поросшие лесами и кустарниками горы, множество ручьев, стекающих с гор, создавали впечатление, что горы радуются путникам и хотят их напоить горной прозрачной водой, или горы чем-то обижены и льют свои слезы, не умея выразить свое состояние. Там большая облачность и часто все плавает в белесой дымке, создавая сказочные впечатления. Везде вдоль дорог располагались необычные гуцульские домики, множество домашних животных, которые привольно паслись на горных холмах. Местные жители поражали своей добротой, приветливостью, вниманием. Нам постоянно устраивали дегустации местного вина, шашлыков, мамалыги, и еще множество национальных блюд. И при этом везде необыкновенная история края, жителей, старинных крепостей, рек, пещер, гор. Эта область Карпат граничит с четырьмя западными странами, у жителей уже в то время была возможность выезжать в соседние государства, и это создавало у них особенный менталитет, такой «западенский», не похожий на  наш.

В конце нашего путешествия мы приехали в Хуст, в туркомплекс «Нарцисс». Здесь все оказалось не однозначным.  Городу более 1000 лет, он пережил многие исторические события, на улицах города сохранились дома, храмы, архитектурные элементы, которые подтверждают, что история жива и продолжает развиваться. Возле города есть красивое, любимое жителями и туристами место – Долина Нарциссов. В конце апреля, в начале мая нарциссы расцветают и выглядят как белоснежный альпийский ковер, по легенде пласт земли сошел с гор вместе с нарциссами и остался возле города восхитительным украшением.

Туркомплекс «Нарцисс» в то время был элитным заведением. Он располагался возле Замковой горы, на вершине которой был разрушенный замок, со всех площадок открывался панорамный вид на город Хуст, реку Тису, горы.  В самом корпусе находился бар, с панорамными окнами, с видом на вечерний город. По тем временам бар был очень популярен в городе, по всем параметрам соответствовал западным меркам.  Приезжие гости, знаменитости, богема, бандиты, молодежь – все считали просто необходимым посетить этот бар.

Мы быстро оценили, что наше путешествие проходит в гуще городской жизни закарпатских городков и с удовольствием посещали все экскурсии, катались на велосипедах, ходили по горам, загорали, вечерами посещали бар в нашем «Нарциссе», но вели себя скромно и осторожно, все-таки горы и бандиты не располагали к бесшабашному отдыху.

В один из солнечных дней, организаторы пригласили нас на сплав по реке Тисе. Все были в восторге от такого предложения и с удовольствием собрались.  Нас посадили в автобус и увезли вверх по течению, затем мы вышли у реки, там нас ждали организаторы и несколько больших резиновых лодок, в каждой лодке оказалось по 8-10 человек. И начался сплав.

Желающие нарядились в оранжевые жилеты, река была незнакомой, горной, бурной, берега каменистые и наверно дно тоже каменистое, на головах у нас кепки от солнца, все спортивные, веселые, настоящие туристы.  Проплывающие берега, сама река, заросшие лесом холмы, чудные кусты и деревья, извилистые повороты реки, свежий горный воздух, журчанье воды —  все было изумительной красоты.

    В нашей лодке тоже все было особенно. Некоторые туристы глаз не сводили с реки и с берегов, другие тщательно фотографировали, но один мужчина, представился нам профессором МГУ, сидел в середине лодки с мольбертом и беспрерывно рисовал эскизы всех гор, мимо которых мы проплывали. Рисунки у него получались симпатичные, мы с уважением на него смотрели, хотя среди всех нас он выглядел очень экзотично – это был невысокий, худенький мужичок, в светло-сереньком холщовом костюмчике, поношенном и измятом, с короткими штанишками, на голове у него была соломенная шляпа, и сбоку в шляпу была воткнута красная розочка, ходил он с тросточкой, немного прихрамывая, и ему было 70-80 лет. Понятное дело – романтическая личность, свободный художник, да еще и профессор.  Рядом с художником в лодке сидел богатырь – кузнец из Челябинска, семья с ребенком, мы, и еще туристы, с которыми мы не успели познакомиться, так как уже приплыли на привал и обед.

Привал организовали на огромной поляне. Одни туристы стали готовить обед, другие загорали, третьи – играли в волейбол и футбол, у всех был полный релакс. Наш безмятежный отдых украшало стадо пестрых коров, которые мирно паслись и даже спали на другой стороне поляны. Наша группа вкусно пообедала, чуток отдохнула, и мы собрались в дальнейшее плавание.  Оказалось, что мы остановились перед перекатом, лодки нужно было без пассажиров переправить через перекат, часть мужчин пошла помогать в этом, а остальные должны были пройти вдоль берега метров 150.

Впереди мамочки с ребятишками, а мы с подругой и кузнец идем в конце всей компании по извилистой тропинке вдоль реки. Вдруг слышим дробный топоток за спиной, оборачиваемся и с удивлением видим, как мимо нас бегом, молча, помахивая тросточкой пробегает весь взъерошенный профессор.  И тут из-за поворота тропинки появляется разъяренный бык, с такими мощными рогами, коричнево-терракотового цвета, даже издалека были видны его вытаращенные глаза, мощные ноздри, изо рта стекала слюна, и он при всем своем грозном виде еще и громко по-зверски ревел. В своей злости, бык был очень красив, но и очень страшен. Конечно, мы всей толпой побежали к реке. Кузнец замыкал нашу компанию и обещал «если что2 всех защищать от быка. Вот все-таки, челябинские парни – это сила и мощь русского народа, хотя тогда еще юмора про них не было и в помине.

Бык бежал очень быстро, но наша группа видимо бежала быстрее него. Мы подбегаем к реке, а там метров 50 каменистого берега до воды, все промчались по камням и вбежали в воду по пояс.  Бык тоже промчался по камням, добежал до воды, стал реветь, трясти головой, бить ногами, и тоже ринулся в воду.  Тут уже все закричали, чтобы лодки быстрее нас забирали, было похоже, что бык собрался за нами плыть. Однако прибежал пастух и попытался быка отогнать от нас, но бык так рьяно рванул за ним, что пастух со скоростью света умчался в лес за деревья, и стал оттуда выглядывать. Бык не стал рваться в лес, а обратно примчался к воде, к нам, продолжая трясти головой, топать, зверски реветь и очень негодовать.  В это время мы уже стали грузиться в лодки, все сели по местам и поплыли, а бык еще метров 100 бежал за нами по берегу.

Когда в лодке все пришли в себя и отдышались, то все недоумевали, что за безумие случилось с быком. Вечером, после ужина, все красивые и нарядные собрались на площадке возле нашего комплекса. Так как новость о том как мы спасались от быка, стала известна не только в нашей гостинице, но и наверно всему городу, то разговор снова продолжился про быка. И выяснилось, что кузнец видел начало этого происшествия.

Оказывается, терракотовый бык мирно спал в тени возле своего стада, его ничего не тревожило, никто ему не мешал.  Но тут рядом проходил профессор и кинул камушек в быка, бык проснулся, но не понял, что происходит. А профессор давай снова в него кидать камушки. Что произошло в последний момент, можно только предположить. Кузнец ушел по тропке за нами, а профессор потом мимо нас промчался галопом.

И вот в конце разговора к нам подходит профессор, в шляпе с красной розой, и говорит6 «Если вы думаете, что это я устроил, то вы ошибаетесь, я здесь ни причем».  Все расхохотались, так как наяву видели своими глазами как бежали, как спасались, и были счастливы, что смогли убежать от разъяренного зверя.

Профессора с этого дня прозвали «Тореадор, готовься в бой».  Да, с такими Тореадорами в разведку не пойдешь, даже в поход не стоит идти, и никому не стоит будить и обижать спящего зверя. Такая незабываемая поездка произошла у нас по Западным Карпатам, мы ее часто вспоминаем и смешим своих друзей рассказом про бегство от быка по берегу красивой реки в окружении изумительных гор.

Проба пера (продолжение)

Проба пера (продолжение): 1 комментарий

  1. Прекрасно написано!

Обсуждение закрыто.